ГДЗ: 1-5 - Стр. 155 , Литературные сказки , Литературное чтение. 4класс. Учебник, Часть 1. Климанова - Школа России
Условие(я) задания(й):
1. Какие сказки Одоевского ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список произведений, запиши его в «Рабочую тетрадь».
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
5. Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище». Сравни её с произведением С. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения. Ты можешь подготовить таблицу.
1. Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в рабочую тетрадь.
Совершенно недавно я прочитал сказку Одоевского "Мороз Иванович", так же я читал сказку Гаршина "Лягушка - путешественница"
Мне знакомы следующие произведения Аксакова:
- "Буран"
- "Детские годы Багрова-внука"
- "Записки об уженье рыбы"
- "Облако" (сказка)
и следующие произведения Бажова:
- "Голубая змейка"
- "Горный мастер"
- "Две ящерки"
- "Каменный цветок"
- "Малахитовая шкатулка"
- "Медной горы хозяйка"
- "Огневушка-Поскакушка"
- "Синюшкин колодец"
- "Таюткино зеркальце"
- "Хрупкая веточка"
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
Главное отличие литературной сказки от народной состоит в том, что первая имеет конкретного автора. Например, автор сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершов. Народная сказка передавалась от человека к человеку, каждый вносил в нее что-то свое. Так народные сказки складывали целые поколения людей, поэтому они и называются народными. Их автор – народ.
Текст литературной сказки записан автором и не меняется. Тексты народных сказок имеют по несколько вариантов.
Народная сказка складывается по определенной схеме: присказка, зачин, основная часть, концовка. Литературная сказка может не иметь традиционных элементов.
3. Как ты думаешь, сказки данного раздела близки народным сказкам, или отличаются от них?
Только сказка Аксакова "Аленький цветочек" близка к народной сказке. Остальные произведения раздела от них отличаются. В них действие происходит в реальном мире, но с героями случается чудо или животные умеют разговаривать.
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Писатели обязательно используют в своих произведениях приём олицетворения.
Например, Одоевский сделал живыми части музыкальной шкатулки, а Гаршин наделил розу способностью мыслить и чувствовать как человек.
5. Представь, если писатель не использовал этот приём, как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
Если бы в этих произведениях не использовалось олицетворения они перестали бы быть сказками. Части шкатулки остались бы просто деталями, а роза - цветком.
Найди в библиотеке и прочитай сказку Ж. М. Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище».
Сравни её с произведением С. Аксакова «Аленький цветочек». Используй критерии для сравнения.
Ты можешь подготовить таблицу.
• Название.
• Основные события одной и другой сказки. Какие события похожи? Как ты думаешь, почему?
• Герои:
• красавица и младшая дочь купца;
• чудовище и чудище.
• Чем различался аленький цветочек в сказках?
• Волшебные предметы и помощники.
Параметры сравнения | Аксаков С.Т.
|
Ж. М. Лепренс де Бомон
|
Название произведения | Аленький цветочек | Красавица и чудовище |
Главные герои | младшая дочь, чудище | Красавица, Чудовище |
Другие персонажи, их поведение |
2 старшие сестры — алчные и самовлюблённые, завидовали младшей, хотя и притворялись любящими | 2 старшие сестры и 3 брата, сестры завидовали младшей, братья любили ее и защищали |
Волшебные предметы и помощники |
цветочек, кольцо |
кольцо, зеркальце, которое показывало все, что захочет Красавица, волшебство происходило само собой без помощников |
Чем различался аленький цветочек |
аленький цветочек, краше которого нет на белом свете |
цветочек — красная роза. |
Главная идея произведения (чему учит) |
доброе искреннее сердце, любовь побеждает зло, волшебные чары спадут, зависть и злоба будут наказаны, так как они приносят несчастье | доброе искреннее сердце и любовь победят зло и снимут заклятье, зло и зависть наказаны |