ГДЗ: стр. 86 - 91 Проверим себя - стр. 77 - 91 Природа и мы , Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина, Виноградская
Условие(я) задания(й):
ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Вопросы на странице 86
Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
О рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы;
О определить тему прочитанных произведений;
О найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе;
О составить научно-познавательный текст;
О назвать произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, А. И. Куприна, В. П. Астафьева.
♦ Прочитай пословицу. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.
О Кашу маслом не испортишь.
О И лягушка может утонуть.
О Лишнее говорить — только делу вредить.
О Двумя руками трудно ухватить двух угрей.
О Мал горшок, а мясо варит.
♦ Прочитай текст.
Э. Шим
Хлеб растёт
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное. Мама сказала: «Это хлеб растёт». Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти? 86 Мама объясняет: «Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев. Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры, до времени. Над полем вьюги свистели, морозы остудили землю. А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. Долго-долго зима не кончалась... Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался. Тянется к солнышку, старается!» Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: «До чего хлеб хорош!»
Вопросы на странице 87
Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту.
Запиши план рассказа.
Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.
Вопросы на странице 88
Прочитай произведение Л. Н. Толстого.
Какая бывает роса на траве Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
♦ С чем автор сравнивает росу?
♦ Придумай свои сравнения.
Роса блестит, как
♦ Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.
Вопросы на странице 89
♦ Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».
Роса
День обещает быть знойным, но утро ещё прохладное и душистое в эти ранние часы. Земля пока холодна; холодны и мокры цветы и травы. Это от росы, которая выпала ночью. Отчего бывает роса? Днём солнце сильно нагревает землю. Нагреваются цветы, и деревья, и воздух. А в воздухе всегда есть влага — прозрачный водяной пар: он защищает нас от горячих лучей солнца, поглощает их теплоту. Но вот спустилась ночь. Земля начинает остывать. Сделались холодными травы и листья. Влага, которая всегда есть в воздухе, соприкасается с ними и тоже охлаждается. А когда водяные пары охлаждаются, они превращаются в воду. И вот капельки воды, крохотные круглые бисеринки, покрывают траву и цветы, собираются на листьях. Ранним утром на солнце они играют разноцветными лучами, и кажется, что рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя.
♦ Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.
♦ Кратко запиши своими словами, что такое роса.
Вопросы на странице 90
♦ Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу. Вывод: Параметры сравнения Какая бывает роса на траве Роса Автор Название Тема Главная мысль Изобразительно-выразительные средства
Вопросы на странице 91
♦ Вспомни стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка». Отметь, можешь ли ты: О определить настроение, которое автор хотел передать в лирическом тексте; О найти в стихотворении средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения; О назвать другие произведения С. А. Есенина, посвящённые природе. Вспомни, что такое стихотворение. Что нового ты можешь добавить? Запиши.
♦ Сопоставь произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и С. А. Есенина «Лебёдушка». Что их объединяет и в чём различие данных художественных текстов? Запиши. Сходство Различие
Ответы к стр. 86 - 91
Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
+ рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы;
+ определить тему прочитанных произведений;
+ найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе;
+ составить научно-познавательный текст;
Я научился:
+ назвать произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, А. И. Куприна, В. П. Астафьева.
- Прочитай пословицу.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
- Определи, какая из пословиц определяет ту же мысль.
√ Двумя руками трудно ухватить двух угрей.ц
- Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту.
— Как ты понимаешь, что значит «озимый хлеб»?
— Когда люди посеяли озимый хлеб?
— Легко ли хлеб перенёс зиму?
— Какими словами люди встречали хлеб весной?
- Запиши план рассказа.
- Праздничное поле.
- Хлеб растёт.
- Озимый хлеб.
- Долгая зима.
- Долгожданная весна.
- Хорош хлеб!
- Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.
Пришла пора его убирать. Вкусно молоко с душистым, свежим, золотистым хлебом нового урожая! Слава тем, кто растил хлеб!
- Прочитай произведение Л.Н. Толстого.
- С чем автор сравнивает росу?
Л.Н. Толстой сравнивает росу с алмазами, которые блестят и переливаются на солнце разными цветами.
- Придумай свои сравнения.
Роса блестит, как чистая слеза от нечаянной радости; словно зеркало стальное; как серебристый иней на стекле; как горный хрусталь, завораживая игрой света.
- Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.
Сравнение с алмазами, которые блестят и переливаются на солнце разными цветами.
- Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».
- Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.
Влага — жидкость, вода или ее испарения, содержащиеся в чём-либо.
Хрусталь — особый вид стекла, отличающееся особым блеском, многоцветной игрой света, красивым звоном и сильно преломляющее свет.
- Кратко запиши своими словами, что такое роса.
Роса — водяной пар, находящийся в воздухе, превратившийся в капельки воды и осевший на листья и траву.
- Сравни художественный текст Л.Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.
Параметры сравнения |
Какая бывает роса на траве |
Роса |
Автор |
Л.Н.Толстой |
Коллективный труд авторов |
Название |
Какая бывает роса на траве |
Роса |
Тема |
О росе |
О росе |
Главная мысль |
Какое изумительное зрелище — увидеть росу на траве |
Как образуется роса |
Изобразительно-выразительные средства |
Сравнения, метафоры, эпитеты |
термины, обобщённость, однозначность |
Вывод: Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте-описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. Текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.