показать содержание
Условие(я):

Условие(я) задания(й):

ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ 

Вопросы на странице 86

Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:

О рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы;

О определить тему прочитанных произведений;

О найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе;

О составить научно-познавательный текст;

О назвать произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, А. И. Куприна, В. П. Астафьева. 

♦ Прочитай пословицу. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.

О Кашу маслом не испортишь.

О И лягушка может утонуть.

О Лишнее говорить — только делу вредить.

О Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

О Мал горшок, а мясо варит. 

♦ Прочитай текст.

Э. Шим

Хлеб растёт

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное. Мама сказала: «Это хлеб растёт». Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти? 86 Мама объясняет: «Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев. Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры, до времени. Над полем вьюги свистели, морозы остудили землю. А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. Долго-долго зима не кончалась... Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался. Тянется к солнышку, старается!» Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: «До чего хлеб хорош!» 

Вопросы на странице 87

Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту. 

Запиши план рассказа. 

Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.

Вопросы на странице 88

Прочитай произведение Л. Н. Толстого.

Какая бывает роса на траве Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

 ♦ С чем автор сравнивает росу? 

♦ Придумай свои сравнения.

Роса блестит, как

♦ Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.

Вопросы на странице 89

♦ Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».

Роса

День обещает быть знойным, но утро ещё прохладное и душистое в эти ранние часы. Земля пока холодна; холодны и мокры цветы и травы. Это от росы, которая выпала ночью. Отчего бывает роса? Днём солнце сильно нагревает землю. Нагреваются цветы, и деревья, и воздух. А в воздухе всегда есть влага — прозрачный водяной пар: он защищает нас от горячих лучей солнца, поглощает их теплоту. Но вот спустилась ночь. Земля начинает остывать. Сделались холодными травы и листья. Влага, которая всегда есть в воздухе, соприкасается с ними и тоже охлаждается. А когда водяные пары охлаждаются, они превращаются в воду. И вот капельки воды, крохотные круглые бисеринки, покрывают траву и цветы, собираются на листьях. Ранним утром на солнце они играют разноцветными лучами, и кажется, что рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя. 

♦ Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения. 

♦ Кратко запиши своими словами, что такое роса. 

Вопросы на странице 90

♦ Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу. Вывод: Параметры сравнения Какая бывает роса на траве Роса Автор Название Тема Главная мысль Изобразительно-выразительные средства 

Вопросы на странице 91

♦ Вспомни стихотворение С. А. Есенина «Лебёдушка». Отметь, можешь ли ты: О определить настроение, которое автор хотел передать в лирическом тексте; О найти в стихотворении средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения; О назвать другие произведения С. А. Есенина, посвящённые природе. Вспомни, что такое стихотворение. Что нового ты можешь добавить? Запиши.

 ♦ Сопоставь произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и С. А. Есенина «Лебёдушка». Что их объединяет и в чём различие данных художественных текстов? Запиши. Сходство  Различие

Нажми по картинке c решением и она увеличится
Ответ(ы):


Ответы к стр. 86 - 91

 Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:

+ рассказать, как авторы с помощью художественного слова передают красоту природы;

+ определить тему прочитанных произведений;

+ найти необходимую информацию в справочной, энциклопедической литературе;

+ составить научно-познавательный текст;

Я научился:

+ назвать произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, А. И. Куприна, В. П. Астафьева.

  • Прочитай пословицу. 

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

  • Определи, какая из пословиц определяет ту же мысль. 

√ Двумя руками трудно ухватить двух угрей.ц

  • Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту. 

— Как ты понимаешь, что значит «озимый хлеб»?

— Когда люди посеяли озимый хлеб?

— Легко ли хлеб перенёс зиму?

— Какими словами люди встречали хлеб весной?

  • Запиши план рассказа.
  1. Праздничное поле.
  2. Хлеб растёт.
  3. Озимый хлеб.
  4. Долгая зима.
  5. Долгожданная весна.
  6. Хорош хлеб!
  • Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши. 

Пришла пора его убирать. Вкусно молоко с душистым, свежим, золотистым хлебом нового урожая! Слава тем, кто растил хлеб!

  • Прочитай произведение Л.Н. Толстого.
  • С чем автор сравнивает росу?

Л.Н. Толстой сравнивает росу с алмазами, которые блестят и переливаются на солнце разными цветами.

  • Придумай свои сравнения.

Роса блестит, как чистая слеза от нечаянной радости; словно зеркало стальное; как серебристый иней на стекле; как горный хрусталь, завораживая игрой света.

  • Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.

Сравнение с алмазами, которые блестят и переливаются на солнце разными цветами.

  • Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?». 
  • Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения. 

Влага — жидкость, вода или ее испарения, содержащиеся в чём-либо.

Хрусталь — особый вид стекла, отличающееся особым блеском, многоцветной игрой света, красивым звоном и сильно преломляющее свет.

  • Кратко запиши своими словами, что такое роса. 

Роса — водяной пар, находящийся в воздухе, превратившийся в капельки воды и осевший на листья и траву.

  • Сравни художественный текст Л.Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Параметры сравнения

Какая бывает роса на траве

Роса

Автор

Л.Н.Толстой

Коллективный труд авторов

Название

Какая бывает роса на траве

Роса

Тема

О росе

О росе

Главная мысль

Какое изумительное зрелище — увидеть росу на траве

Как образуется роса

Изобразительно-выразительные средства

Сравнения, метафоры, эпитеты

термины, обобщённость, однозначность

Вывод: Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте-описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. Текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.

Оцени решение:
поделиться
Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина, Виноградская

ГДЗ, подробные ответы на вопросы стр. 86 - 91 Проверим себя, Рабочая тетрадь по Литературному чтению за 4кл., авторы: Бойкина М.В., Виноградская Л.А.