Наш век – это век информационных технологий, однако контроль за качеством и точностью данных в интернете отсутствует, в отличие от сведений, взятых в книгах и журналах. Пользователь всемирной паутины при поиске нужного материала самостоятельно оценивает его достоверность и качество. И никто эту достоверность вам не подтвердит.
В интернете совершенно любой человек может разместить те сведения, которые посчитает нужными и истинными. В данном случае определить источник опубликованных материалов становится процессом затруднительным.
Даже если под публикацией стоит имя автора – это не говорит о том, что это именно он выложил документ или иной материал в сеть. Составитель публикаций может выдавать непроверенные факты как достоверные, своё мнение выдавать за мнение большинства, собственную оценку за истинную. Поэтому каждый пользователь интернета должен научится правильно оценивать правдивость предоставленных знаний и не доверять всему как последней инстанции. К примеру, даже сведения, взятые в популярной сегодня Википедии, требуют дополнительной проверки.
А вот стоит ли вообще использовать Википедию в качестве источника цитирования — тема отдельная.
Если вы решили найти какие-либо материалы, воспользовавшись интернетом, обратите внимание на следующие моменты.
Данные о авторе публикаций
- Показана ли в представленных сведениях фамилия автора
- Указана ли информация о его профессиональной квалификации
- Компетентность автора в рассматриваемом вопросе
- Есть ли сведения о его контактах, к примеру электронная почта
- К организации или частному лицу относится просматриваемый веб-сайт
- Если ресурс принадлежит организации, нет ли в предоставленных сведениях скрытой рекламы
- Если автор не указан – проверьте данные сайта, а именно: преобладание исходящих ссылок над входящими, отсутствие ТИЦ, малый возраст домена – эти параметры говорят об низком качестве материала
Следует поискать в других источниках сведения об авторе. Найденные (или отсутствующие) сведения дадут вам понять стоит ли доверять суждениям автора или нет.
Содержание и смысловая часть статьи
- Какой характер носит изложенный материал — научный или популярный
- Кому адресована предоставленная информация: читателю, который разбирается в этом вопросе, или новичку
- Какую цель преследует текст, который вы просматриваете: носит информационный характер, доказывает что-либо или рекламирует (продаёт).
Очевидно, что научная статья должна содержать аргументы, факты и исследовательскую составляющую. Текст должен быть экспертным.
Непредвзятость автора в предоставляемой информации
- Что содержит статья в интернете: факт, личное мнение, реклама
- Беспристрастен и объективен ли автор
- Использованы ли в статье эмоциональные слова и выражения
- Принадлежит ли писатель публикации к какой-либо организации и как это отражается на содержании статьи
Опять же – статья должна содержать ТОЛЬКО сухие факты и аргументацию. «По моему мнению», «Я считаю», «Для меня очевидно» — это говорит о некомпетентности автора в данном вопросе.
Точность предоставленного материала
- Предоставлен ли список использованной литературы
- Насколько качественен список литературы: публикации в научных журналах или ссылки на публикации в блоге
- Наличие в статье орфографических, грамматических ошибок, речевых и смысловых ошибок
Если вы достаточно хорошо разбираетесь в исследуемом вопросе – вам не составит большого труда определить «информационный мусор». Тем не менее, рекомендуем опираться на информацию, опубликованную в научных изданиях – меньший риск.
Достоверность и надёжность полученных данных
- Присутствуют ли в приведённой статье какие-либо доказательства
- Существует ли возможность проверить приведённые в статье цитаты или выражения в других источниках
- Какая научная организации (возможно университет) подтверждает достоверность получаемых знаний
- Если статья опубликована под именем какой-либо организации – есть ли какие-либо сведения о ней в открытом доступе
- Можно ли найти и проверить полученные данные в других публикациях, не относящихся к сети, например, в литературе
Снова возвращаемся к вопросу доказательной базы. Даже факты, доказанные весомыми аргументами в статье, могут быть сфабрикованы с некой целью. Однако, если факт подтверждается в нескольких качественных источниках – этому можно верить.
Актуальность информации
- Насколько актуален источник информации (дата публикации, например)
- Насколько часто обновляется контент веб-сайта
Актуальность информации зависит от сферы исследования. Если речь идет об интернет-маркетинге – возраст источника 1-2 года максимум. В среднем принято использовать источники возрастом не более 3-5 лет.
Качество ссылок
- На какие веб-ресурсы ведут ссылки
- Актуальны ли они
- Просмотрите и прочитайте комментарии под ссылками если они есть
- Не носят ли эти ссылки рекламный характер
Заключение
- Внимательно изучайте предоставленную вам информацию во всемирной паутине и тот веб-сайт где она опубликована
- Обращайте внимание на ссылки, которые вам представляет источник. Они могут быть на момент прочтения не актуальными, а могут быть и преднамеренно изменены. Поэтому вы попадёте не на тот ресурс, на который рассчитывали. Возможно, что это будет сайт с рекламой
- Сайт, с которого вы берёте материал, может поменять свои адрес, а поэтому распечатывайте его или скачивайте к себе на компьютер, чтобы данные не потерялись, и вы в любое время могли их найти чтобы сослаться на них
- Пользуйтесь альтернативными источниками информации. Не забывайте, что и в наше время не вся информация находится только в сети интернет, существуют и литературные источники, которые можно найти в библиотеке
И напоследок. Лучше всего формировать список литературы на основе печатных источников – к ним возникает меньше вопрос и их достоверность не подвергается такой жесткой критике.
← вернуться в БлогО том, как правильно оформить список литературы — читайте тут